Каталог

предметов старины в номерах отеля

Археологическое окно

Практика создания «археологических окон» - одна из современных технологий презентации культурного наследия, она получила широкое распространение во многих исторических городах Европы и Азии. В России сооружение подобных «окон» осложнено необходимостью создания температурно-влажностных режимов, обеспечивающих сохранность древностей в условиях сезонных перепадов температур.

В связи со спецификой данного конкретного случая, создана декорация на синтезе исторического, археологического материала и современных художественных средств. Экспозицию "окна" предлагается посвятить истории строительства.

Одним из наиболее загадочных и малоизвестных историко-археологических памятников Вологодчины является крепость второй половины ⅩⅥ- начала ⅩⅦ века. Несмотря на то, что последние наземные элементы были утеряны два века назад - в летописях, архивных документах, старых картах и других источниках сохранилась информация о крепости.

Её основатель – царь Иван Грозный (1530-1584 гг). При учреждении опричнины Вологда была зачислена в опричные города. Она стала одним из крупнейших центров опричной части страны. В городе начинается грандиозное строительство, впервые возводятся каменные укрепления, храмы, гражданские постройки.

В градостроительном проекте реализовывались замыслы Ивана Грозного по возведению нового столичного города, укрепленного на основе лучших достижений военного зодчества и по образу библейского Небесного Града. Архитектурным образцом для строительства крепости был избран Московский Кремль, но по своим параметрам (площадь, размеры башен, толщина стен) строящаяся вологодская крепость намного превосходила укрепления «земской» Москвы. Царь лично контролировал процесс строительства.

Выстроенные при Иване Грозном каменные основания башен и стен послужили основой для дальнейших перестроек крепости.

Вологодская крепость образца 1631 года была самой большой и совершенной с военно-инженерной точки зрения на Севере России. Регулярная планировка, мощные башни и стены, рвы, надолбы обеспечивали не только неприступность крепости, но и символизировали власть и могущество новой утвердившейся царской династии Романовых.

Очевидно, что после 1630-х годов Вологодская крепость не была в фаворе у властей. Ее содержание требовало значительных средств, а явной угрозы нападения на город не было. Точка в существовании крепости как оборонительного сооружения была поставлена Петром I. В 1724 году был утвержден штат крепостей, которые следовало содержать, но Вологодская крепость в перечень этих укреплений не вошла. Уже в XVIII веке крепость превращается в руины.

В основе оформления "археологического окна" лежит идея воссоздать момент строительства Вологодской крепости XVI века. Кладка фундамента башни (огромные гранитные валуны) дополнена реконструкцией из белого тесаного камня, аналогичного тем, которые использовали при строительстве Софийского собора (1568-1571 гг). Фрагменты бревен и досок, которые были обнаружены во время раскопок, скорее всего, могли играть роль опалубки, фиксирующей валуны. Как второй вариант применения этой древесины мог быть – частокол, вместо стены из камня между башнями.

Остатки подобных сооружений находились при раскопках вдоль всего берега реки Золотухи (ныне улицы Мира).

Каменные жернова, которые так же сейчас находятся в декорации, были найдены при раскопках. Можно предположить, что их использовали как строительный материал.

Итак, Вы видите перед собой как бы ИСТОРИЮ в разрезе.
В "окне" можно видеть диораму – фоном служит монументальная живопись, где изображена деревянно-каменная Вологодская крепость 1630 года. Для наглядности представлен макет фрагмента крепости.

Дно археологического окна выложено натуральным суглинком, а для "игрового" элемента добавлены топорище, клад и подковы.

Остатки археологических деревянных конструкций обработаны специальным консервирующим составом.